Фрейдистский фильм Ивана Пырьева
"Эта мелодрама Ивана Пырьева относится, наверное, к числу наименее известных его фильмов. А зря, наверное, никогда – ни до, ни после – Пырьев не ставил столь личных картин: женатый (да еще и отец маленького ребенка) парторг безоглядно влюбляется в местную красавицу, но руководство и общественность подвергают влюбленных «проработкам» и осуждению… Согласитесь, с учетом личной биографии Ивана Пырьева – это фактически фрейдистская трактовка его собственной интимной жизни…"
Наш общий друг. СССР, 1962. Режиссер Иван Пырьев. Сценаристы Виктор Логинов, Иван Пырьев (по повести Виктора Логинова «На то она и любовь»). Актеры: Виктор Авдюшко, Наталья Фатеева, Аркадий Аркадьев, Екатерина Литвиненко, Борис Юрченко, Сергей Филиппов, Юрий Белов и др. 22,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Эта колхозная мелодрама Ивана Пырьева относится, наверное, к числу наименее известных его фильмов. А зря, наверное, никогда – ни до, ни после – Пырьев не ставил столь личных картин: женатый (да еще и отец маленького ребенка) парторг безоглядно влюбляется в местную красавицу, но руководство и общественность подвергают влюбленных «проработкам» и осуждению… Согласитесь, с учетом личной биографии Ивана Пырьева – это фактически фрейдистская трактовка его собственной интимной жизни…
Некоторые зрители и сегодня помнят и эту "автобиографическую" работу Ивана Пырьева:
«Очень смелый и неординарный по тем временам фильм. Прекрасная режиссерская и актерская работа. Цельный образ главного героя просто завораживает» (О.Рой).
«Фильм можно трактовать по-разному. И пустоту сценария можно отметить. Только вот одно остается вне всякой критики - мастерски переданные искорки между взглядами главных героев. Так показать зарождающиеся флюиды, выражаясь современным языком, без малейшего контакта, даже без прикосновения рук мало кому удавалось» (Юрий).
А Вы, уважаемые читатели, помните фильм «Наш общий друг» ?
Киновед Александр Федоров
Можно вспомнить и другую мелодраму, имевшую немалый успех у зрителей:
Свет далекой звезды. СССР, 1965. Режиссер и сценарист Иван Пырьев (автор повести – А. Чаковский). Актеры: Лионелла Скирда (Пырьева), Николай Алексеев, Андрей Абрикосов, Алексей Баталов, Софья Пилявская, Николай Барабанов, Евгений Весник, Владимир Коренев и др. 36,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Зрители спорят об этом фильме до сих пор (далее цитируются зрительские отклики, опубликованные на портале кинотеатр.ру):
«За»:
«Потрясающий, душевный фильм, одна из лучших лент о военном и послевоенном поколении. Фильм о настоящей любви, пронесенной сквозь годы. фильм, заставляющий задуматься о том, как и для чего мы живем, что такое счастье» (Олег).
«Абсолютный шедевр Ивана Пырьева, преданный забвению в советские годы. … более жёсткого и нелицеприятного показа советской действительности абсолютно советским режиссёром просто не было. Первым (и последним) из режиссёров Пырьев показал чудовищное влияние сталинизма во всех его проявлениях на судьбы людей. Ольга и Владимир - самые чистые и настоящие люди, и именно они получают по полной! Именно за то, что они "непохожие", неравнодушные, несгибаемые, непобедимые...» (М. Кириллов).
«Интересный фильм, все время держит не отпускает, ничего лишнего! В момент, когда Владимир читает документ, где написано, где живет Ольга - мороз по коже! Музыка волнующая, такая нужная в данные моменты! Показаны люди, каждый со своей судьбой, характером, также показана не совсем приятная правда, нашей страны! … Благодарна И. Пырьеву за фильм, оставил след в душе, не прошел мимо!» (Р. Марковна).
«Против»:
«Не попал Пырьев в эпоху. Да и сценарный материал в исполнении Чаковского был, видать, не ахти. Иные сцены пафосны и дидактичны до неловкости. Впрочем, надо сказать, что у Пырьева и экранизации Достоевского тем же грешат» (Космонавт).
«Фильм слабоват и прежде всего игрой двух главных героев. Тема-то важная, но чувства и эмоции героев несколько фальшивы. Как говорится, не верю» (Кский).
«Слово ''профанация'' довольно точно определяет этот чрезвычайно слабый фильм Пырьева. Говорить о серьёзных вещах таким , почти плакатным языком ( Чаковский, видимо, писать иначе не умел), вкладывать в уста картонных героев все эти ''правильности''... Слово ''фальшь'' вполне точно … в этом контексте... Шестью годами ранее И.А. Пырьеву вполне удалась экранизация ''Идиота''. Характерные для стилистики режиссёра театральность и некоторая искусственность в актёрской подаче образов выглядят в экранизации Достоевского довольно органично и оправданно. Но когда почти те же приёмы используются в фильме совершенно другого плана, из другой эпохи, это вызывает недоумение и неприятие картины» (У. Трамарин).
Итак, это были мнения кинозрителей…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Киновед Александр Федоров
Comments
Post a Comment